Конкурентная разведка в интересах инвесторов в Россию и Восточную Европу.

Автор: Евгений Ющук

Россия сегодня по-прежнему остается непонятной и непредсказуемой для многих иностранных инвесторов. В то же время мне представляется очевидным, что капитал должен перемещаться через национальные границы и вкладываться в предприятия на территории других стран в те отрасли экономики, где это не угрожают национальной безопасности. Такое перемещение капитала, на мой взгляд, не только способствует развитию партнеров по бизнесу, но и связывает страны невидимыми узами. Порой более прочными, чем межгосударственные договоры. А там, где начинается бизнес, объективно появляется и поле деятельности для конкурентной разведки.

Обеспечение того, чтобы условия привлечения иностранных инвестиций не были кабальными для страны в целом, - это прерогатива государства, поэтому данный вопрос, несмотря на его важность, в настоящей статье не рассматривается. Хочу напомнить читателю, что ниже речь пойдет именно о работе конкурентной разведки – то есть, о деятельности по законному и этичному сбору информации о бизнесе по открытым (а если быть совсем точным, то по незакрытым) источникам. К открытой информации относится как опубликованная информация, так и такая информация, которая не опубликована, но не является предметом ни коммерческой, ни тем более государственной тайны.

Когда я находился на международной выставке «Онлайновая информация» в Лондоне в ноябре 2006 года, мое внимание привлек доклад, сделанный Марком Шверцелем (Mark Schwerzel), директором компании Бюро фон Дайк (Bureau van Dijk) по Центральной и Восточной Европе. Этот доклад, сопровождавшийся компьютерной презентацией, назывался «Информация о компаниях России и Восточной Европы». Его ценность, на мой взгляд, заключается в том, что он выполнен компетентным человеком, который профессионально занимается конкурентной разведкой, постоянно живет в западном информационном поле и не только теоретически, но на практике знаком с проблемами, заботами и образом мыслей иностранных инвесторов. О серьезности самой компании Bureau van Dijk, помимо хорошей репутации, говорит и тот факт, что ею создано немало программных продуктов для бизнеса. В числе этих продуктов - весьма полезный в работе и конкурентоспособный на западных рынках инструмент РУСЛАНА, позволяющий анализировать и представлять в различных форматах информацию об огромном числе российских и украинских компаний.
Кстати, мы провели сравнение возможностей РУСЛАНЫ от Bureau van Dijk и СПАРКа от Интерфакса, и обнаружили, что СПАРК существенно превосходит РУСЛАНУ по полноте и оперативности поступления данных по российским предприятиям, но РУСЛАНА специально адаптирована для западных исследователей, и, помимо российских данных, содержит украинские.

В докладе Марка, на мой взгляд, содержится немало фактов и выводов, которые соответствуют действительности. Однако есть там и такие факты, которые отражают лишь мифы и предрассудки, характерные для людей, видевших Россию только по телевизору, и которые суммарно можно выразить фразой: «Восточнее Москвы в России по улицам ходят белые медведи с балалайками».
Наличие в России завода Ford Motors Company, за продукцией которого – автомобилями «Форд Фокус», - на зависть конкурентам стоят многомесячные очереди, хорошо иллюстрирует, насколько выгодно отличать мифы от реальности и верно ориентироваться в окружающей обстановке.
А пример краха американских компаний Enron и WorldCom, после которого в прессе возник политкорректный термин «агрессивная отчетность», я думаю, будет впредь отрезвлять тех, кто забывает о необходимости подвергать сомнению и перепроверять с помощью других источников данные бухгалтерской отчетности абсолютно в любой стране.

Мне импонирует, что автор доклада не вкладывал никакого идеологического подтекста в свой материал и честно выполнял задачу обозначить те проблемы, с которыми он сталкивался в работе. Я утверждаю это как человек, слышавший выступление Марка Шверцеля, а значит, и воспринимавший его эмоциональный и интонационный оттенок, объективно оставшийся за пределами написанного Марком текста. После доклада и презентации Марк уделил мне время, и мы смогли обсудить с ним некоторые вопросы по теме доклада более подробно.

На мой взгляд, труд Марка Шверцеля полезен всем российским компаниям конкурентной разведки.
Тем из них, кто специализируется на работе внутри России, он позволяет увидеть проблемы, с которыми сталкивается при сборе и интерпретации информации о российских компаниях коллега, действующий в интересах своего соотечественника-инвестора. Для специалистов, живущих и работающих в нашей стране, для которых российский бизнес является привычной средой обитания, очевидно, что некоторые из озвученных проблем либо довольно легко разрешимы, либо не являются проблемой вовсе.
Примером может служить проблема распознавания в потенциальном партнере так называемых «однодневок». В устной части презентации прозвучало, что наличие большого количества компаний-однодневок делает, по мнению западных специалистов, крайне затруднительной проверку партнера в России. В то же время, вряд ли можно встретить российского специалиста конкурентной разведки или службы безопасности предприятия, который считал бы эту проблему такой уж сложной.

Еще одним примером того, что многие реально осуществимые действия по проверке контрагента вообще выпадают из поля зрения иностранцев, собирающих информацию о добропорядочности российского партнера, может служить незнание западными консалтерами такого обычая делового оборота в России, как возможность затребовать у российского контрагента квартальный баланс с отметкой налоговой инспекции.

Совершенно очевидно, что подавляющее большинство законных и этичных действий, которые являются рутиной для отечественных предприятий конкурентной разведки и служб безопасности, из серии тех, что на профессиональном сленге именуются «сходить ногами», просто недоступно иностранным консалтерам без помощи местных специалистов. Это происходит, как правило, в силу слабого знания иностранцами менталитета сотрудников различных служб и учреждений, акцента в устной речи, неуверенного владения рукописной письменной речью, а также бросающихся в глаза нехарактерных для данной местности поведенческих стереотипов, - словом, всего того, что выдает «чужака» коренному жителю любого населенного пункта, порождая недоверие и подозрительность.
Объективное наличие подобных сложностей в работе иностранных консалтеров открывает перед российскими агентствами конкурентной разведки неплохие перспективы взаимодействия с иностранными партнерами.
Причем такое взаимодействие выгодно, как для обеих сторон в бизнесе, так и для нашей страны в целом, поскольку усилия правительства любого государства по улучшению инвестиционной привлекательности своей страны могут легко разбиться о бытовые проблемы. Вроде проблемы, решаемой для местного агентства и неразрешимой для многих иностранцев, которую Марк Шверцель в беседе описал так: «Звонишь чиновнику, а он говорит, что та сотрудница, у которой находится положенный мне документ, ушла в отпуск – и никто, кроме нее не знает, что делать».

Для руководителей российских компаний доклад Марка Шверцеля полезен, на мой взгляд, тем, что позволяет предотвратить нередко встречающуюся ситуацию, когда инвестор, который нужен нашему предприятию, без объяснения причин теряет интерес к дальнейшим переговорам. Понимание того, какая информация (и почему) из числа доступной нашим компаниям кажется иностранному партнеру недосягаемой, может помочь предотвратить взаимное непонимание и растопить лед взаимного недоверия. Ведь иностранный партнер нередко просто не знает, что может эту информацию получить и поэтому, вместо того чтобы попросить недостающие данные, просто сворачивает переговоры.

Для тех предприятий конкурентной разведки, которые сами намерены собирать информацию по предприятиям Восточной Европы в интересах отечественных инвесторов, доклад Марка Шверцеля, как я полагаю, может послужить лоцией, позволяющей обойти многие подводные камни.

Я думаю, каждый читатель сделает свои собственные выводы из прочитанного, исходя из своего опыта, мировоззрения и положения на рынке, поэтому просто дам текст Марка Шверцеля в моем переводе на русский язык в том виде, в котором он был доложен на выставке. Марк любезно согласился предоставить русскоязычным читателем возможность ознакомиться таким образом с его работой.

 

«Информация о компаниях России и Восточной Европы»

(текст презентации, проведенной на выставке “Online Information 2006”, в Лондоне в ноябре 2006г. Приводится в согласованном с Bureau van Dijk переводе)

Автор Mark Schwerzel,
Director Central and Eastern Europe,
Bureau van Dijk Electronic Publishing

Перевод на русский язык: Евгений Ющук

 

Россия и бывшие страны СНГ – это мировая энергетическая станция.

Несмотря на скептическое отношение к имеющимся цифрам валового внутреннего продукта (ВВП) и к прогнозам его роста, регион, в котором оказался возможен рост ВВП около 7% за последние 5 лет, вызывает большой интерес.

В регионе ежедневно производится 12 миллионов баррелей нефти, что составляет 14% всего мирового производства в 84 миллиона баррелей в день.

Черный рынок в России оценивается в четверть ВВП страны.

Потребительские расходы среднего класса растут, бедность постепенно уменьшается, хотя бедные слои населения по-прежнему многочисленны.

Неизвестно, что случится после следующих выборов в 2008 году.

Отсутствие свободы прессы, мафия и терроризм – проблемы, которые вызывают опасение у иностранных инвесторов.

 

Вопросы сбора данных.

 

Зависимость от политической ситуации.

 

Проблемы, создаваемые административными органами.

 

 

Технические проблемы.

 

Проблемы бухгалтерского учета.

Оценка объемов продаж.

Обработка данных.

 

Данные о собственности.

 

Данные о слияниях и поглощениях в регионе
(сами данные в источнике, с которого выполнялся перевод на русский язык, предоставлены только в печатном виде, слишком мелким шрифтом, чтобы их можно было прочесть и поэтому не могут быть приведены здесь – что иллюстрирует актуальность проблемы отсутствия электронных документов – прим. Е. Ющука).

 

Евгений Ющук,
г.Екатеринбург,
2006г.

<< Вернуться на главную страницу сайта

На главную страницу нового сайта Ющук Евгений Леонидович. "Конкурентная разведка" >>

Сайт Невидимый Интернет

Сайт Информационная война

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

 

Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.



 

 

Хостинг от uCoz